На главную

Закопане. Польша. 3 - 8 Января 2005


Захочу ли я еще в Закопане ?

Фотоотчет

 

Пришла осень. Пришла пора готовить лыжи. Сначала необходимо было определиться куда. Почему остановился на Польше, имея в багаже Чимган, Абзаково, Словакию, Болгарию, Андорру, Австрию, умолчу. Хотя если бы знал заранее, что наши депутаты так скоро примут закон об отдыхе, поехал бы опять куда-нибудь в Австрию.
Выбрал Польшу. Польша это значит Закопане. Полез в рунет и первое, что поразило это цены наших туроператоров. Жилье с дорогой, страховкой и завтраком стоило на взрослого не менее 415 евро. Это за семь дней проживания. Пансионат при этом безкатегорийный располагался на отшибе (скромно так отмечалось о возможности пешей прогулки до центра от 3 до 6 км). На сына (11лет), с которым собирался ехать, получалось 400 евро. Не понравились и цены на дорогу указанные у некоторых туроператоров и отсутствие скидок для детей.
Решено было организовать поездку самостоятельно. Благо Польша, а не Франция.

 

Организация поездки.
Начали искать жилье 8-го декабря. Залезли опять в сеть, но уже на польские сайты. Как и ожидалось, что цены на отели, пансионаты, виллы, дома, ночлеги и в центре города существенно ниже чем у наших операторов. Чего не хватало при поиске, так это хорошего плана города, ну не нашли подробного плана в сети. Поэтому при выборе места жительства были ограничены несколькими названиями улиц которые удалось прочитать на слепых планах, найденных в сети. Место жительства по отношению к трассам очень существенно, но об этом позже.
Выбрано было десять предложений. Обзвонили. В восьми случаях на нужное нам время не было мест. В двух случаях сказали приезжайте. На этом и остановились. Еще раз повторю, предложений по жилью на любой вкус масса, даже в сети. А на месте и подавно. Такого количество пустого, сдаваемого жилья я не видел нигде.
В нашей компании участвовала мама, которая собиралась поставить своего семилетнего сына на лыжи и поэтому мы выбрали место рядом с регионом катания «Lipki». Три бугеля и пологий склон метров 300 длинной, который начинался сразу за тыльной оградой нашего дома. Жилье называлось «Dom “POD LIPKI”» и располагалось на одноименной улице. Договорились на 50 зл. в сутки с носа с завтраком. Жили мы с 02/01 по 08/01. Это обошлось мне с сыном в 150 евро на двоих.
У хозяина были проблемы с отправкой факса. Отправлял он его 4 дня. За это время мы созвонились с посольством и выяснили, что для визы подойдет приглашение от студенческого хостела без предварительной оплаты проживания. 11-го мы созвонились с хостелом в Кракове, где собирались погулять, и в тот же день получили факс с бронированием трех комнат. 13-го мы получили долгожданный факс от хозяина жилья. 14-го мы приобрели на Белорусском вокзале билеты на 01/01, на поезд «Полонез». Вагон спальный (кто ездил, тот знает, в чем разница по сравнению с тем, в чем везут туркомпании) обошелся мне с сыном в 8800= рублей или 234 евро. В тот же день отправили предоплату через Внешторгбанк. (150 евро на шестерых, 15 USD комиссии, т.е. плюс 4 евро). К слову, в день отправления польский банк поменял хозяину жилья номер счета и деньги вернулись обратно.
15-го получили в банке подтверждение прохождения платежа и сдали документы в посольство (паспорт, фотография, анкета, факс с подтверждением бронирования, выписка из банка об оплате). 16-го получили паспорта обратно с визами (одна виза 12 евро) т.к. ребенок вклеен в паспорт. Это все что потребовалось для организации.
30-го мы подтвердили хозяину свой приезд. Узнали, что деньги таки не дошли, но нас ждут. 31-го заболел семилетний ребенок и мама вынуждена была сдать билеты. Настроение упало. Нас осталось четверо, но в это время выяснилось, что через агентства в Закопане едут еще наши друзья (6 человек) и услышав, что им поездка обошлась в два раза дороже мы ободрились духом. Неделя хлопот стоит 400 евро.
 

Поездка туда.
«Полонез» отправлялся в 15-40. Хорошее время и отоспаться после новогодней ночи можно и похмелиться, если есть потребность. Первая остановка в Вязьме (стоянка 20 минут). Предупреждаю, в вокзальном буфете ничего кроме пива в стекле нет. Слева от вокзала, на перроне, кафе «Дорожное». Там есть сухое и водка из-под прилавка. На вопрос о коньяке продавщица отрезала: «У нас средняя з/п 560 рублей». Правда в углу прилавка завалялась бутылка «Букета Молдавии». Очень хорошо подошла для братания с соседями по вагону.
Граница в пять утра. Белорусские погранцы выставили из купе всех и простукивали серьезно (может была оперативка). Таможенники собрали декларации и исчезли. (Обратите внимание, те кто везет видеокамеры и мобильники. Нужно либо получить обратно декларацию с печатью либо потом прятать на обратном пути, либо как я, притворяться идиотом.) Затем замена колес и поляки. Паны проходят быстро, но обязательно просили представить свою физию в вертикальном положении. Разбудили даже ребенка. Весь проход границы с «переобувкой» вагонов занял два часа (на обратном пути почему-то три).
На Варшаву - Центральную поезд прибывает 9-45 по местному времени (за 15 минут до этого станция Варшава - Восточная). Скоростная электричка «Intercity» на Краков отходит в 10-05. Следующая что-то около 12-00. С перронов поднимаешься на эскалаторе и оказываешься в узкой длинной галерее здания вокзала. Расписания висят наверху слева и справа от выхода с эскалатора. Желтые - отправление, белые - прибытие. В этой же галерее обмен валюты. Курс грабительский. 1 USD = 2,8 зл., при официальном 3,17. Тут же билетные кассы на электрички. Билет до Кракова обошелся в 120,56 зл. на двоих в одну сторону (итого туда и обратно 60 евро). Скидка для ребенка была. В поезде контролер попросил показать документ, подтверждающий возраст сына. Можно купить билет в электричке у контролера, но это на 20% дороже. Мы успели и деньги обменять, и билет купить, и войти в электричку за 5 минут до отправления. В стоимость билетов вошло одноразовое угощение (чай, кофе, какао, вода, сок на выбор и какие-то вафли). Поезд шел ровно 2-40. В Кракове мы были в 12-45.
На площади перед вокзалом автобусов действительно много. Касса находится при входе в здание вокзала с привокзальной площади сразу слева. Я нашел только два расписания (госкомпании и частной «Trans-Frai», фото расписаний могу прислать). Очередной автобус госкомпании уходил в 13-15. Мы взяли билеты в кассе. Но подавляющее большинство туристов покупали билеты у водителя. Стоимость билета 8 зл. на нос без скидок. Обратно на автобусе частной компании стоили 10 зл мне и 6 зл ребенку. (итого туда обратно 8 евро). Автобусы были большие, ни чем не отличались. Идет автобус два часа. В Закопане мы прибыли в 15-15.
Сразу на автовокзале купил карту города. Вполне толковая, с врезкой увеличенного центра. В перечне на обложке значится выпуск карты на русском языке, но мы такой не встречали.
Тут же стоянка такси. Мы бодро назвали адрес, показали место на карте, и этот …. увез нас к черту на куличики с похожим названием «Pod Lipami». А потом еще имел наглость утверждать, что карта слепая, а мы ему адрес назвали неправильный. Этот ход, как мне объяснил хозяин нашего дома, у местных таксистов отработанный из-за созвучия многих названий. Работник баранки пытался получить полный счетчик, но получил половину. И только присутствие детей помешало мне объяснить этому пану с использованием понятной ему лексики, где я его фокусы видел. А так пришлось дать деньги, и не обращая внимания на вопли, пройти в дом.
 

Жилье.
В таком чуде я еще не жил. Первое ощущение, что попал в музей деревянного зодчества. Полный восторг. Дом из лиственницы. Построил дед хозяина. Все покрыто резьбой, ручки, светильники, петли кованные. Все стены в гобеленах. На полу, на лавках домотканые половики. Мебель резная. Чучела всякой птицы и мелкой живности. На полочках плетенные, металлические, расписные глиняные тарелочки, и прочая лабудень весьма украшающая быт. Кухня и столовая в цокольном этаже. В гостинице 16 мест. Где обитают хозяева, для меня осталось загадкой. В каждом номере совмещенный санузел с душевой кабинкой. В номере телевизор. В любое время предлагали чай, кофе, какао, с какими-то печеньками. Это все входило в стоимость. Можно было и ужинать, как делали поляки с маленькими детьми, но мы гуляли вечерами и каждый раз посещали новое заведение. Не смотря на то, что ночью отопление выключали, спать было тепло. И вообще спалось в этом доме хорошо. Кроме нас и поляков жили немцы и какие-то англоязычные товарищи. В разное время жило 10-14 человек. Сужу по накрытым к завтраку приборам. Завтрак обыкновенный. Сушилки как таковой не было, но батарей в номере, в санузле и в холе на этаже хватало за глаза. Лыжи хранились в прихожей, ведущей на террасу. Вход был с другой стороны.
 

Общепит.
С этим у братьев поляков хорошо. Подробности можно прочесть на любом из наших турсайтов. Рульки, котлеты, колбаски, сосиски в разных вариациях. Рыбу придется поискать, но мне в паре мест подавали отличную форель сантиметров этак 35-40 в длину. Да, осторожней с национальной кухней. Вкус дело субъективное, но «флячки» - это такой суп из требухи пробовать людям неподготовленным не советую. И еще одно блюдо «бигос», вызвало живые воспоминания об кулинарных изысках Советской армии. Только сало в Закопанском «бигосе» было бритым и куски меньшего размера. А так тушеная кислая капуста с кусками вареного сала и колбасы. Пробовал я это блюда раз, но везде где видел, оно было как из одного армейского бачка.
В одном отчете кто-то сетовал, что не нашел кофеен в городе, не знаю как товарищ искал, но на Круповке мы нашли две кофейни. Кондитерских под названием «Cukernia», где дают приличный кофе, на той же Круповке я насчитал штук пять. Вафли («gofry») с взбитыми сливками и разными наполнителями можно с чашкой кофе и просто в ларьках взять.
Да, вот еще, второе блюдо стоит около 20 зл. не зависимо от уровня корчмы, но в крупных есть такие хитрости. Если посмотреть в конец толстого меню выясняется, там есть раздел «Dodatky» и выясняется и хлеб, и кусочек масла, и листик салата, и долька лимона, и фиг еще знает что имеют отдельную цену и в результате за одно блюдо в маленькой корчме и большой приходится платить по-разному. Расхождение за идентичные блюда могут быть в два раза. А в меню вроде цена одинаковая.
И последнее замечание по питью. Я вообще-то светлое пиво не очень люблю. Скорее равнодушен. А тут попробовал «гретое пиво» с медом или малиновым сиропом. Звучит как извращение, но вкусно и тепло. А вот от их «гретого вина», не путать с «гретым медом» тоже вкусно, можно на мой вкус только изжогу заработать.
 

Катание.
Прокат.
Я не захотел тащить с собой собственные комплекты и потом не раз горько пожалел. Прокатов за все время мы встретили 8 штук. Рассказы об уникальной дешевизне, мягко говоря, не соответствуют истине. Суди сама.
Подъемник «Губалувка». Прокат справа от комплекса подъемника. Комплект 10 зл./час или 50 зл./день, скидки на количество дней нет. Лыжи битые изрядно, ботинки моделей конца девяностых. Детям скидок нет. Можно подобрать конечно приличный комплект, но цена!!!
Прокат слева от выката трассы «Губалувка». Состояние комплектов то же. Комплект 10 зл./час или 40 зл./день, скидки на количество дней нет. Детям скидок нет.
Прокат на верху трассы «Губалувка» у правого бугеля. Та же картина.
Прокат на верху трассы «Шимашкова поляна». Та же картина.
Прокат на ул. Круповка напротив отеля «Липтов» Та же картина. Модели ботинок начало девяностых. Детям скидок нет.
Прокат на ул. Каспрович. Та же картина. Цена 35 зл./день. Скидка за шестой день катания 10%. Детям скидок нет. После двух часов еле подобрали четыре приемлемых комплекта. Остановились на этом прокате не столько из-за цены, а из-за того, что от него до дома всего сто метров. Итого 94 евро на двоих.
Еще видел ларек проката недалеко от отеля «Черный поток». Набор аналогичный. Сложилось мнение, что лыжи найти приличные можно, хотя двух случаях из трех канты тупые. А вот с моделями ботинок беда. И цены на это хозяйство заоблачные.
 

Трассы. Строго говоря подъемников в городе много. Для начинающих и впервые встающих на лыжи это хорошо. Для лыжников средней руки и продвинутых товарищей подъемников строго говоря пять. Людям катающимся на профуровне там делать нечего.
Подъемник трассы «Бутровый верх» последние два года не работал. Во время нашего заезда его пускали один раз в выходные 08-09/01. А нас одно агентство уговаривало снять двухкомнатный номер в пансионате в двух минутах от него. Вот бы попали… Между подъемниками расположенными на холме Губаловка (с запада на восток Бутровый верх, Шимашкова поляна, Губалувка) расстояние по 1,0-1,5 км. По верху можно пешком прогуляться (в ботинках с лыжами наперевес), можно лошадь с санями нанять. Цена гужевого транспорта от Губаловки до Шимашковой поляны 40 зл. туда обратно 60 зл. (Напоминаю официальный курс 3,17; курс в обменниках 3,0 за 1 USD).
 

От нашего дома до «Губалувки» было пешком в ботинках с лыжами минут 10-12. Правда вечером после катания возвращаться даже в пологую горку было тяжеловато. Цены на подъемник неприятно удивили. То что скипасов нет были предупреждены. Но! Один подъем 8 зл. Десять – 70 зл. Половина дня 70 зл. Т. е. Покатались мы с сыном в первый день неполные четыре часа и 45 USD долой. Наверху «Губаловки», справа, есть трасса метров 350 и бугель около с одним подъемом за 2 зл. 18 зл. за 10 поъемов. Очень напоминает Нагорную. Цена тоже. Трасса средняя по уклону (синяя) около 1,2 км, но в средине имеет узкий правый поворот метров 80 длинной и метров пять шириной. И вот когда в этой кишке падает кто-нибудь, а чайники этот место любят, образуется завал. На моих глазах эвакуировали людей два раза. Одного паренька со сломанной ногой. Сам, уходя от завала образованного сноубордистом, вынужден был запрыгнуть на сетку ограждения и порвал левую перчатку. Ниже есть пару перегибов, так на них к 12-00 снег сдирали до земли и приходилось либо жаться к сетке слева, либо уходить на пологий склон справа. В конце метров двести пологого выката. Наверное из-за узкого места эта трасса нарисована красной на схеме внизу. Доставка на верх, в рельсовом маятниковом вагончике. Быстро, удобно.

 
«Шимашкова поляна». После первого дня мы поняли, что до этой трассы идти пешком полчаса в ботинках мы не хотим и заказали такси. Такси при подаче на счетчике имеет 5 зл. Ловишь на улице таксист включает счетчик и на нем те же 5 зл. Счетчики у них почасовые. Поездка до Шимашки на расстояние 2,3 км обошлась в 16 зл. (стояли в пробке), а поездка до ст. Кужнице, откуда идет вагончик на Каспровый верх, на расстояние 4,6 км обошлась в 18 зл.
Оплата этой трассы еще хитрее. Когда видишь на кассе стоимость 10 пунктов – 70 зл. то думаешь, что это 10 подъемов. А оказывается, что один пунк равен одному подъему на коротком правом подъемнике, а при подъеме на самый верх турникет снимает два пункта с твоей магнитной карточки (залог 10 зл. за карточку). Длинна трассы 1,5 км. Она более пологая и равномерная (зелено-синяя). Узкие места отсутствуют. Прокатов видел два, но не заходил. Кататься целый день довольно скучно. Мы обедали на горе и покатались при фонарях. Освещение хорошее. Подъемники «Доппельмайеровые» шестиместный с козырьком на верх и четырехместный на правой короткой трассе.
 

«Каспровый верх». Подъемник находится в деревне Кужнице. Подъемник 1936 года. Описан на сайтах многократно. Это наверное единственное место где мне трассы понравились. Хотя бы тем что их две и еще парочка возможностей выскочить за ограждение. Возможностью пройти по целику, где это позволяют камни и верхушки стланика. В день нашего приезда пошел сильный снег и с небольшими перерывами продолжался почти трое суток. Поэтому на Каспровом верху со снегом было хорошо. Первый раз на самом верху сильно мешал ураганный ветер 25 м/с со снегом и туман. Трассу видно было не далее чем на 5 метров. Ниже метров на сто стало терпимо.
От станции Каспровый верх существуют два спуска оба до конца до ст. Кужнице длительностью около 5 км. На каждой трассе в первой трети есть посадка на креселку возвращающая на верх. Станция находящаяся слева называется «Хала Гонсенникова», правая именуется «Хала Горычкова».


Трасса «Хала Гонсенникова» длинной около 1,5 км. Первый метров триста круто уходит вниз. Обычно народ проходит это место траверзом. А дальше хороший кулуарчик с возможностью забраться на целяк слева и справа. Одна неприятность это то, что кулуарчик заканчивается узким горлышком с перегибом на котором снег соскребают до камня, а за перегибом камня не видно. Еле устоял. Подъемник «Доппельмайер» четырехместный.
Трасса «Хала Горычкова» нам понравилась больше. Она длиннее 1,8 км. Имеет несколько разъездов и пару крутых широких мест метров по пятьсот, где есть место для подвигов. Интересен уход вправо на целяк, в конце петлять приходится в лесу под креселкой. Можно пройти слева пешком по гребню и спустится в кулуар. Подъемник наверх тоже кресельный ровесник маятниковых кабинок 1936 года. Сиденья деревянные, намокают от снега. Бьет по ногам при посадке очень сильно. Часто останавливается раз 5-6 за подъем. Да еще одна особенность сервиса. Посадка на подъемник слева, а касса на этот подъемник находится справа, метрах в 50 ниже по склону. Купил билет, лыжи в руки и вверх по склону. Народ, на радостях, летит как обычно к скамейкам и столам, а они еще на 50 метров ниже кассы, ну когда понимают ситуацию, мат стоит на весь лес…
От «Хала Горычкова» мы в конце катания съезжали до Кужнице. Трасса идет в лесу и очень полого. Временами приходится весьма активно работать палками.
И «Хала Горычкова» и «Хала Гонсенникова» работают до 14-45. В первый раз их закрыли в 13-30 из-за сильного ветра.
 

Теперь о цене. Один подъем на «Каспровый верх» стоит 19 зл. Детям скидка до 10 лет. Если берешь вверх-вниз внизу то – 29 зл. Если забрался и понял, что спустится не можешь, а билет покупал только вверх, то покупаешь вниз за 15 зл. Цена на креселки одинаковая. Один подъем 8 зл. Десять – 70 зл. И при этом билеты друг к другу не подходят.
Да, забыл сказать, что все подъемники на всех трассах оборудованы турникетами.
 

И теперь последнее это об очередях. Блин!!! Такое можно сравнить только с Домбаем в пиковый сезон. Первые два дня народа было мало и все было хорошо. Но на третий произошел завоз организованных туристов. Очередь на Губаловку с 9-30 до 13 составляла в среднем 40 минут. На Каспровом верху стояли один раз час пятнадцать, а раз два десять. Одна радость никто не лезет без очереди и не организует левых очередей в свой карман.
Билеты на подъемники без такси обошлись нам за пять дней катания в 280 евро (!!!) на двоих. Это категорически дорого и не соответствует уровню, количеству и качеству склонов. Это уже альпийская цена. В общем поездка обошлась около 1200 евро. Сюда вошла куча сувениров из Закопане. Полдня и ночь в Кракове (хостел очень приличный 65 зл. с носа, есть фото) с сувенирами, частично забытыми в электричке Краков-Варшава (чтобы успеть на «Полонез» подходят только два «Intercity» в 8-00 и в 9-00, в выходные есть только в 8-00). Три часа в Варшаве перед поездом и тоже сувениры. Вроде на двоих не много. Вот только удовольствия от катания получил меньше чем обычно.
 

Захочу ли я еще в Закопане. Нет. Могу ли рекомендовать тебе? Читай, спрашивай. Многое зависит от уровня катания и уровня запросов к апрески. Вот куда я однозначно хочу вернуться, так это в Краков. Но это совсем уже другая история и к лыжам отношения не имеет.
 

12.01.2005 Дядя Олег

Фотоотчет


На главную

 

Hosted by uCoz