В основном,
нижеследующие советы предназначены для тех, кто уже когда-то
был здесь, но, и желающим впервые приехать сюда, сие будет
полезно прочитать.
Ну, про шведскую семью, - это я так, для затравки. Просто
поехали в Болгарию и жили в одном номере сразу три человека из
нашей фирмы: я и две девушки (что и послужило причиной
появления двусмысленного термина - :)), впрочем к нам
присоединился и в соседнем номере жил еще один знакомый. В
итоге получилось: три горнолыжника разного уровня и одна
сноубордистка-полупрофессионал - :)!
Начнем с начала...
Первый раз из нашей
компании в Банско был я - в марте 2003 года, тогда срочно
хотелось поехать покататься на лыжах куда-нибудь за границу,
так, чтоб совсем уж недорого. После быстрого обзора рассказов
в инете выбор пал на Болгарию, а Банско уже подвернулось
случайно. Удача была стопроцентной! Банско, это, похоже, самый
быстро развивающийся горнолыжный курорт Болгарии. Здесь, в
одном месте, вы получаете все сразу: катание, колорит
македонской деревни (все же назвать Банско городком язык не
поворачивается) с ее многочисленными механами (национальные
кафе с камином) на узких улочках, экологический туризм. Другие
места в Болгарии - Пампорово и Боровец, как я понял, все же
чисто лыжные курорты - без душевности, что ли...
Не так уж много в Москве фирм, напрямую работающих с Болгарией
- Балкан, Солвекс, ну, может, еще кто (хотя ситуация
улучшается с каждым годом). С учетом 5%-ной скидки путевка,
купленная в питерско-московской т/ф "Нева" на троих обошлась
нам в 804 евро (т.е. 268 с носа). Она включала в себя перелет
до Пловдива, трансфер и проживание в гостинице "Олимп" 3-х
звезд (это я не про нас, а про категорию отеля - :)) с
завтраком. Виза и г/л-страховка - оплачивались отдельно.
Как сюда прилетают?
На самолете Ту-154 или
Ил-86 в Софию или Пловдив. Ну, с Софией все понятно -
нормальный международный аэропорт, а вот Пловдив - ... За 15
лет полетать пришлось много, но такого аэропорта вспомнить не
могу. Собственно, здание - большой, я бы сказал, сарай, DUTY
FREE - отсутствует, есть пара жалких кафе - в отстойнике
отлета и перед зданием аэропорта. Из каких соображений в
Банско едут через Пловдив, я не понял, может, не такой ранний
вылет из Москвы, но уж точно дорога быстрее не получается.
Кстати, уже в Пловдиве нас встречал представитель Солвекса, а
не Невы - небось, совместно работают.
Размещение
Это, как и везде,
зависит от толщины кошелька и запросов. Есть гостиницы
подороже - "Глазне", "Пирин" и пр. Из дешевых вариантов,
предлагаемых нашими агентсвами, можно отметить - "Олимп", "Еми",
семейные пансионаты типа "Сема". Дешевые - не значит плохие.
Сауна за символическую плату есть почти во всех отелях и
пансионах. Естественно, есть комната хранения снаряжения.
Завтрак - тоже включен везде, речь идет лишь о богатстве
выбора. С утра автобус забирает вас к нижней станции гондолы,
а вечером - обратно, это входило в стоимость проживания в
нашем отеле. Но если опоздали, - обращайтесь на ресепшн, и вам
и вашим лыжам через пять-десять минут за пару левов подадут
машину!
Погода
Вот здесь можно
посмотреть архивы погоды -
http://www.bulgariaski.com/snow.php?cmd=history
Я понял так, что в начале января ехать туда все же рановато. В
отличие от прошлогоднего марта (катание каждый день), сейчас
нормальным катание было только в течении 3-х дней, остальные
три "порадовали" отдыхающих мрачной погодой, на горе был
дождь, часть склонов обледенела. В предпоследний день
отратраченный лед превратился на красных трассах в толстый
слой разнокалиберных кусков и кусочков льда - катание было
незабываемым!
Подъемники
Как я сказал, я был в
Банско и в прошлом году и могу сказать в том числе и на
основании отзывов других людей - все меняется, и меняется
быстро! Если прочитать отзывы о местных склонах и
ориентироваться на них, то на месте у вас возникнет
впечатление, что речь идет о чем-то другом.
Теперь от многих гостиниц осуществляется автобусный трансфер
не до плато Шилигарника где-то уже наверху в горах, а до
нижней станции современного гондольного подъемника на выезде
из города (максимум 10 минут!). Возле нижней станции -
стоянка, прокат, медпункт, магазин, кафешки и т.п. У этого
подъемника (время подъема - около 20 минут) всего три станции.
Промежуточная устроена в том месте, где находятся две коротких
красно-черных трассы - Чалин Валог. Хотя считалось, что в это
время они не действовали (возможно, недостаточный снежный
покров?), бугельные подъемники, обслуживающие трассы,
работали, т.е. теоретически, при желании, можно было б и
скатиться и подняться.
Для тех, кто был в Банско раньше, местность у верхней станции
выглядит совершенно незнакомой. Здесь на полянке также имеются
кафешки, но самое время одевать лыжи и садиться на новый
четырехкресельный подъемник, который поднимается параллельно
новой же красно-черной трассе. Трасса тянется с самого верха
горы, а чтоб туда попасть, делаем пересадку на трехкресельный
подъемник с ветрозащитными откидными колпаками. Вот теперь мы
оказались на самой доступной вершине. Справа можно увидеть
знакомые синие трассы, если ехать прямо, можно спуститься к
верхней станции старого четырехкресельного подъемника.
Еще изменения: новый кресельный подъемник соединяет плато
Шилигарник с нижними станциями двух параллельных бугельных
подъемников на вершине.
Схема подъемников настолько продумана, что даже в случае
выключения всех подъемников вы всегда сможете вернуться в
город (к нижней станции гондолы) с любой точки, где б вы не
находились.
Итого, имеются: один гондольный подъемник, четыре креселки
(плюс одна на традиционно недоступной для всех трассе "Черная
могила" - работает ли она вообще?) и пять бугелей. Если верить
буклетам Солвекса и некоторых других фирм, в сезоне 2004-2005
года появятся еще две креселки...
Теперь про трассы
На тот момент,
когда мы были, схема трасс выглядела так -http://www.solvex.ru/europe/Bulgaria/Bansko.
Кстати, в интернете есть сайт, целиком посвященный Банско -
http://www.banskoski.com/
- со схемами, веб-камерами и прочим. Еще одна полезная ссылка
посвящена ситуации с погодой и снежным покровом на болгарских
горнолыжных курортах - Банско, Пампорово, Боровец, Витоша,
Чепеларе -
http://www.bulgariaski.com/snow.php.
Итак, стало больше, как говорят опытные лыжники, трасс для
ленивых - разветвляющихся и пересекающихся синих трасс с
самого верха вправо, с обоих сторон двух бугелей и далее, в
любом направлении, к плато Шилигарник, правда, они похожие, и
понять, где находишься, не всегда просто. В среднем получается
около трех километров с перепадом высот около 800 метров.
Группа красных трасс вдоль четырехкреселки "Тодорка"
изменилась за счет некоторого удлинения в верхней части. Ну а
если вы уж совсем продвинуты, то к вашим услугам новая
красно-черная трасса "Бундерица" - вы ехали вдоль нее,
поднимаясь от верхней станции гондолы к вершине. Если верить
описанию - 2600 метров с перепадом 925 метров.
А совсем прогулочная трасса вернет вас в город с верхней
станции гондолы - минут 15-20 по-петляете по лесной очищенной
дорожке. Хм, если, конечно, будет достаточно снега - :), ибо в
марте прошлого года в самом городе снега уже не было!
Еще про цены
С путевкой и прочими
начальными затратами уже определились. Далее - легкий обед в
механе, в среднем, 5-10 долларов с вином. Если попробовать
питаться в какой-нибудь пиццерии или другом фаст-фуде, то
будет дешевле. Или дороже... Мы не пробовали, не знаем. Народ
сидит по вечерам именно в механах. Продукты в магазинах -
дешевы! Вот 5-литровая бутыль белого вина в магазине стоила
100 рублей (!), а красного - 120 рублей - ;).
Но еда - это после катания. А подъемники стоили 93 евро за 6
дней, если проплачиваешь или заказываешь это удовольствие в
Москве. На месте получается процентов на 30 дороже.
Получается, что в Банско подъемники - дороже, если сравнивать
с Пампорово и Боровцом. В этом сезоне - 2004/2005, если
смотреть новые цены, абонемент будет стоить 127 евро за 6
дней, а прокат лыж и палок - около 30 евро за тот же срок. Для
сравнения - в Боровце - соответственно 97 и 20 евро, в
Пампорово - 93 и 31 евро (цены с каталога Солвекса) - вот и
думайте!
Да, менять валюту лучше всего (если большая сумма) в банке,
напоминающем стеклянное кафе возле гостиницы "Пирин" в центре.
Про здоровье
Мне "повезло" испытать
страховку. За четыре дня перед поездкой меня угораздило
навернуться на льду в Шуколово, мануальный терапевт и финалгон
совместно поставили меня частично на ноги, так что в Болгарию
я ехал прихрамывая. Там откатался пару дней и пара падений и
сквозняк в сауне совместно сбили меня с ног - с утра не мог
встать. Вызвал врача, он прибыл вместе со страховым агентом.
Два укола и рекомендация покоя и никаких прогреваний! На
следующий день - почти та же самая боль, но я сумел добраться
до медпункта, где сделали еще два укола, и тоже без особого
успеха. На третий день я решил наплевать на рекомендации и все
время грел поясницу финалгоном и в сауне. В итоге в последний
день я сумел встать опять на лыжи (некоторым утешением было
то, что все эти три "лежачих" дня шел дождь). Уже в Москве мне
объяснили, что на месте диагноз был поставлен неверно - здесь
больше привыкли к травмам типа растяжений и переломов, а у
меня было защемление нерва.
Хочу отметить, что не раз наблюдали оперативную эвакуацию
пострадавших со склонов ратраками.
Вечерами...
С горы вы возвращаетесь
в гостиницу на своем автобусе часов в пять, кстати, и гондола
примерно в это же время прекращает работу. Еще светло, и можно
прогуляться по городку - оно того стоит! Даже отели построены
так, что не портят общей картины. Обязательно зайдите в
местную церковь - интересная архитектура! За еду рекомендую
приниматься только когда уже стемнеет. Тогда можно засесть в
механе, есть разные рекомендации, куда идти, думаю, лучше
выбрать что-нибудь самим.
...Уезжая, мы бросили с моста в речушку Глазне монетки. Думаю,
мы вернемся сюда...
Январь
2004 года |